Для МБОУ «Образовательный комплекс «Перспектиав» инклюзивная политика представляет собой систему управления ОУ, которая регулирует процесс включенности, позволяющий обучающимся с ОВЗ и инвалидностью равноправно участвовать в общественной жизни, в принятии решений, обеспечение равного доступа к получению общего образования и создание благоприятных условий для достижения успеха каждого ребенка.
Данное направление отражается в программе развития школы и всех мерах поддержки, которые разработаны в соответствии с инклюзивными принципами и объединяются в общую систему работы ОУ.
При разработке программы развития школы мы учитывали потребности в индивидуальном образовательном процессе отдельных категорий обучающихся. Стратегии развития школы обоснованы с точки зрения коллективного и индивидуального прогресса. Политика отражается в необходимости присутствия инклюзивного подхода во всех школьных планах и направлениях работы. Принципы включения каждого ученика в образовательный процесс и школьную жизнь нацеливают всех сотрудников и учащихся школы на то, чтобы участвовать в этой работе с самого первого этапа и минимизировать риски исключающих практик.
Поддержкой считаются любые действия, способствующие тому, чтобы школа надлежащим образом реагировала на разнообразие потребностей своих учеников.
Инклюзивная политика образовательной организации реализуется через решение следующих задач:
1. Создать адаптивную образовательную среду, обеспечивающую удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.
2. Обеспечить индивидуальный педагогический подход к детям с особыми образовательными потребностями с учётом специфики и выраженности нарушения развития.
3. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.
4. Обеспечить работу службы сопровождения в ОУ;
5. Формировать инклюзивную культуру у всех участников образовательного пространства.
Нормативные правовые акты,
регламентирующие образование детей с ОВЗ
Федеральный уровень
1. «Конвенция о правах ребенка».
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
13. Распоряжение Минпросвещения России от 6 августа 2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
14. Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.03.2023 № 136н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» (вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.).
17. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.01.2023 № 53н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (вступает в силу с 1 сентября 2023 г. и действует до 1 сентября 2029 г.).
Региональный уровень
19. Приказ министерства образования и министерства здравоохранения Белгородской области от 17.03.2023г. № № 893, 284 «Об организации деятельности центральной и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Белгородской области».
20. Приказ департамента образования Белгородской области от 14.04.2020г. № 1008 «Об утверждении порядка работы психолого-педагогического консилиума образовательной организации».
Муниципальный уровень
https://www.edu-gubkin.ru/образование-детей-с-особыми-образовательными-потребностями.html
Школьный уровень
1. Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Положение о службе психолого-педагогического сопровождения.